Моя методика

Добро пожаловать в раздел "Моя методика". Здесь я буду делиться своими наработками, которые дают результаты. С удовольствием выслушаю ваши предложения.








***

Система образования за последние года сделала большой рывок вперед, в частности, в среде информационных технологий. Теперь работать с тестами онлайн можно с любого устройства (компьютера, планшета, смартфона). Во-первых, это экономия времени и денег на распечатку заданий, проверку тестов вручную и обработку результатов, а также вы еще получаете подробный анализ ответов и результатов в виде наглядной таблицы. Во-вторых, если вы срочно захотите добавить или убрать пару вопросов, то именно в тестах онлайн это удобно сделать. Подобные задания можно давать домой или работать с учениками индивидуально, ведь вы полностью его контролируете.

Являюсь руководителем проекто-исследовательской деятельности. Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
- выполняя проект, учащиеся решают субъективно значимую проблему, основное время необходимо для самостоятельной работы с различными (информационными, техническими и т. п.) ресурсами, поэтому работа над проектом не может быть организована в рамках классного коллектива;
- выполняя проект, учащиеся достигают поставленной цели средствами различных предметных областей учебного плана, а также информации и технологий, выходящих за его пределы, поэтому работа над проектом не может быть организована в рамках урока.


Работа учащегося 6 "Б" класса. Проект "Дорогами России" . 1 место. Ткачев Михаил
  

  ***

 
Преподавая математику, я столкнулась с тем, что для многих детей этот предмет является трудным, а для некоторых - и нелюбимым. Объясняется это тем, что у части детей ещё недостаточно развиты такие функции мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, умение сравнивать, классифицировать, дифференцировать.  Для успешного обучения детей необходимо в первую очередь пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, активизировать их деятельность. Одним из наиболее эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету является дидактическая игра.   

Проблемы преподавания: активизировать и разнообразить деятельность, вызвать интерес к предмету, помочь детям лучше понять, запомнить и полюбить математику.
Игровая среда создаёт обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность. На таких уроках вырабатывается внимание, сосредоточенность, умение самостоятельно мыслить, появляется тяга к знаниям, пополняется запас представлений, понятий, развивается фантазия, уверенность в своих способностях, развивается чувство товарищества, взаимовыручки. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулом его активности в познании.

Игра: формирование познавательной активности, развитие интереса к предмету, пополнение запаса представлений понятий, проявление самостоятельности, уверенности в своих способностях,  развитие умения преодолевать трудности.
Так что же такое игра на уроке математики? Способ развития личности или бесполезная трата времени? Безусловно, организация их игровой деятельности на уроке – это один из наиболее эффективных способов  воспитания у школьников интереса к изучению математики.
 Поэтому главная цель моей работы – это развитие у обучающихся мотивации к изучению предмета математика через организацию игровой деятельности на уроке.

Начала я с изучения теоретической и методической литературы, познакомилась с требованиями организации дидактических игр (воспитательное, познавательное значение игры, простота, точность  формулировок, доступность математического содержания предлагаемого материала;  каждый ученик – активный участник игры; математически грамотное  рассуждение учащихся во время игры, правильная, четкая, краткая речь и др.) А также познакомилась с классификацией математических игр: творческие игры, игры-соревнования, игры-путешествия, игры с раздаточным материалом и другие.

Самым сложным оказалось отобрать дидактические игры для обучающихся 5-6 классов, т.к. каждая игра должна не только воспитывать, но и обучать и развивать детей.

1. Изучить теоретическую и методическую литературу

2. Познакомиться с требованиями организации дидактических игр

3. Познакомиться с классификацией математических игр

4. Отобрать дидактические игры для обучающихся 5-6 классов.

5. Провести мониторинг (мотивация к изучению предмета, уровень успешности)

Приведу некоторые примеры использования дидактических игр на уроках математики в 5-6 классах.

Моя роль как педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно. Этому способствует игра-путешествие.
Игра-путешествие – игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребности в знании.
В названии игры, в формулировке игровой задачи я использую «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активизацию познавательной деятельности. В игре-путешествии использую разные способы раскрытия познавательного содержания: постановка задач, пояснение способов решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач. Игру – путешествие, в основном использую для закрепления изученного материала.
 Так, на уроке в 6 классе, при закреплении темы «Сложение и вычитание десятичных дробей» я проводила игру «Тайны моего города», посвященную 50-летию «Золотого кольца России». Поэтому игровая задача была сформулирована следующим образом: познай тайны своего города. В ходе урока детям необходимо было создать карту достопримечательностей города.
 Пустая карта достопримечательностей заранее была вывешена на доске. Каждому ученику была дана карточка с изображением достопримечательности города Переславля, а на обратной стороне записано индивидуальное задание. Решив задание, ученик получал в ответе число, которое соответствовало порядковому номеру расположения достопримечательности на карте.
 В ходе выполнения задания игры были отработаны вычислительные навыки десятичных дробей, а также были проверены знания каждого обучающегося, т.к. задания были индивидуальными.
Ребята не остановились на достигнутом, в ходе внеклассной работы обучающиеся  6 класса пошли на экскурсию по городу, посетили его достопримечательности. А для мотивированных детей краеведческая тема стала проектом и заняла 1 место на городском конкурсе исследовательских проектов.
Часто на уроках я использую игры-поручения. Они короче по продолжительности, в их основе лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения: например, «Помоги Буратино расставить знаки в примерах», «Проверь домашнее задание у Незнайки».
Пятиклассники часто испытывают трудности в пространственном воображении. Например, игра «Помоги Алисе выбраться из лабиринта» направлена на ориентацию в пространстве и решает задачу закрепления темы «Арифметические действия с многозначными числами».
Перед Вами лабиринт: Алисе необходимо выбраться из него, получив самое большое число и пройти по пути, где она получит самое маленькое число путем сложения, вычитания, умножения и деления чисел, которые написаны на кустах, при условии, что в любом случае, она должна использовать все знаки.
Игры лабиринты можно использовать для закрепления навыков устного счета.  
В качестве физкульт минутки провожу математическую разминку в виде игры -это всегда вызывает интерес у обучающихся, например,  «Живая математика».
Игра проводится по рядам. У каждого учащегося ряда – табличка с цифрой от 0 до 9.  Читаю пример. Встает тот ученик, у которого на табличке написан ответ. Если ответ – двузначное число, то встают два ученика, у кого на табличках соответствующие цифры.
Математика, как и любая другая наука, не обходится без изучения теоретических знаний. У детей, как правило, теория вызывает сложности в запоминании, теоретические сведения ученики стараются заучить, не поняв сути. На уроках при закреплении теоретических сведений я использую, например, игру с мячом.
Я даю мяч ученику и задаю вопрос, который связан с правилом, законом математики. Ученик должен вернуть мяч учителю, ответив на вопрос. Для ученика игровая ситуация сопровождается высоким эмоциональным подъёмом, является стимулом его активности в познании, а значит он лучше запомнит ответы одноклассников и будет с интересом учить домашнее задание.
Развивать фантазию у обучающихся на уроках математики в ходе изучения материала мне помогает также игра. Недавно с 6 классом мы прошли тему «Координатная плоскость», ребята учились строить точки по координатам. На для закрепления материала и для проверки знаний, я решила составить вот такие фигуры, у каждого ребенка должен был получиться предмет. Увлекательно получать не просто прямые линии, а целые картинки, мало того, у них вызывал огромный интерес рисунок, полученный у одноклассника. Эту игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин.
Занимательные игры можно проводить не только в ходе урока, но и на самостоятельной работе.
Дидактических игр много, в своем выступлении привела лишь некоторые из игр. В игре ребенок делает для себя открытие, он активен и самостоятелен. Учится преодолевать трудности анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности.
“Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива” так писала выдающийся советский педагог Н.К. Крупская.
Надеюсь, моя работа вам понравилась.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Эссе. Из записок учителя математики... "Педагогический дебют - 2019"

Самый короткий тест на интеллект, в нем всего три вопроса