Моя методика
Добро пожаловать в раздел "Моя методика". Здесь я буду делиться своими наработками, которые дают результаты. С удовольствием выслушаю ваши предложения.
***
Система
образования за последние года сделала большой рывок вперед, в частности, в
среде информационных технологий. Теперь работать с тестами онлайн можно
с любого устройства (компьютера, планшета, смартфона). Во-первых, это
экономия времени и денег на распечатку заданий, проверку тестов
вручную и обработку результатов, а также вы еще получаете подробный анализ
ответов и результатов в виде наглядной таблицы. Во-вторых, если вы
срочно захотите добавить или убрать пару вопросов, то именно в тестах онлайн
это удобно сделать. Подобные задания можно давать домой или работать с
учениками индивидуально, ведь вы полностью его контролируете.
Являюсь руководителем проекто-исследовательской деятельности. Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
- выполняя проект, учащиеся решают субъективно
значимую проблему, основное время необходимо для самостоятельной работы с
различными (информационными, техническими и т. п.) ресурсами, поэтому
работа над проектом не может быть организована в рамках классного
коллектива;
- выполняя проект, учащиеся
достигают поставленной цели средствами различных предметных областей
учебного плана, а также информации и технологий, выходящих за его
пределы, поэтому работа над проектом не может быть организована в рамках
урока.
Работа учащегося 6 "Б" класса. Проект "Дорогами России" . 1 место. Ткачев Михаил
***
Преподавая математику, я
столкнулась с тем, что для многих детей этот предмет является трудным, а для
некоторых - и нелюбимым. Объясняется это тем, что у части детей ещё
недостаточно развиты такие функции мыслительной деятельности, как анализ,
синтез, обобщение, умение сравнивать, классифицировать,
дифференцировать. Для успешного обучения детей необходимо в первую
очередь пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, активизировать их
деятельность. Одним из наиболее эффективных средств пробуждения живого интереса
к учебному предмету является дидактическая игра.
Проблемы преподавания: активизировать
и разнообразить деятельность, вызвать интерес к предмету, помочь детям лучше
понять, запомнить и полюбить математику.
Игровая среда
создаёт обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность. На
таких уроках вырабатывается внимание, сосредоточенность, умение самостоятельно
мыслить, появляется тяга к знаниям, пополняется запас представлений, понятий,
развивается фантазия, уверенность в своих способностях, развивается чувство
товарищества, взаимовыручки. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким
эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным
стимулом его активности в познании.
Игра: формирование познавательной
активности, развитие интереса к предмету, пополнение запаса представлений
понятий, проявление самостоятельности, уверенности в своих способностях, развитие умения преодолевать трудности.
Так что же такое игра на уроке
математики? Способ развития личности или бесполезная трата времени? Безусловно,
организация их игровой деятельности на уроке – это один из наиболее эффективных
способов воспитания у школьников
интереса к изучению математики.
Поэтому главная цель моей работы – это развитие у
обучающихся мотивации к изучению предмета математика через организацию игровой
деятельности на уроке.
Начала я с изучения теоретической и методической литературы, познакомилась с требованиями организации дидактических игр (воспитательное, познавательное значение игры, простота, точность формулировок, доступность математического содержания предлагаемого материала; каждый ученик – активный участник игры; математически грамотное рассуждение учащихся во время игры, правильная, четкая, краткая речь и др.) А также познакомилась с классификацией математических игр: творческие игры, игры-соревнования, игры-путешествия, игры с раздаточным материалом и другие.
Самым сложным оказалось отобрать дидактические игры для обучающихся 5-6 классов, т.к. каждая игра должна не только воспитывать, но и обучать и развивать детей.
1. Изучить теоретическую и методическую литературу
2. Познакомиться с требованиями организации дидактических игр
3. Познакомиться с классификацией математических игр
4. Отобрать дидактические игры для обучающихся 5-6 классов.
5. Провести мониторинг (мотивация к изучению предмета, уровень успешности)
Приведу некоторые примеры использования дидактических игр на уроках математики в 5-6 классах.
Моя роль как педагога в игре
сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними,
вести процесс обучения незаметно. Этому способствует игра-путешествие.
Игра-путешествие – игра
действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребности в знании.
В названии игры, в
формулировке игровой задачи я использую «зовущие слова», вызывающие интерес
детей, активизацию познавательной деятельности. В игре-путешествии использую
разные способы раскрытия познавательного содержания: постановка задач, пояснение
способов решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение
задач. Игру – путешествие, в основном использую для закрепления изученного
материала.
Так, на уроке в 6 классе, при закреплении темы «Сложение
и вычитание десятичных дробей» я проводила игру «Тайны моего города»,
посвященную 50-летию «Золотого кольца России». Поэтому игровая задача была
сформулирована следующим образом: познай тайны своего города. В ходе урока
детям необходимо было создать карту достопримечательностей города.
Пустая карта достопримечательностей заранее была
вывешена на доске. Каждому ученику была дана карточка с изображением
достопримечательности города Переславля, а на обратной стороне записано
индивидуальное задание. Решив задание, ученик получал в ответе число, которое
соответствовало порядковому номеру расположения достопримечательности на карте.
В ходе выполнения задания игры были отработаны
вычислительные навыки десятичных дробей, а также были проверены знания каждого
обучающегося, т.к. задания были индивидуальными.
Ребята не остановились на
достигнутом, в ходе внеклассной работы обучающиеся 6 класса пошли на экскурсию по городу,
посетили его достопримечательности. А для мотивированных детей краеведческая
тема стала проектом и заняла 1 место на городском конкурсе исследовательских
проектов.
Часто на уроках я использую игры-поручения. Они короче по продолжительности, в их основе лежат
действия с предметами, игрушками, словесные поручения: например, «Помоги
Буратино расставить знаки в примерах», «Проверь домашнее задание у Незнайки».
Пятиклассники часто испытывают
трудности в пространственном воображении. Например, игра «Помоги Алисе
выбраться из лабиринта» направлена на ориентацию в пространстве и решает задачу
закрепления темы «Арифметические действия с многозначными числами».
Перед Вами лабиринт: Алисе
необходимо выбраться из него, получив самое большое число и пройти по пути, где
она получит самое маленькое число путем сложения, вычитания, умножения и
деления чисел, которые написаны на кустах, при условии, что в любом случае, она
должна использовать все знаки.
Игры лабиринты можно использовать
для закрепления навыков устного счета.
В качестве физкульт минутки
провожу математическую разминку в виде игры -это всегда вызывает интерес у
обучающихся, например, «Живая
математика».
Игра проводится по
рядам. У каждого учащегося ряда – табличка с цифрой от 0 до 9. Читаю пример. Встает тот ученик, у которого
на табличке написан ответ. Если ответ – двузначное число, то встают два
ученика, у кого на табличках соответствующие цифры.
Математика, как и любая
другая наука, не обходится без изучения теоретических знаний. У детей, как
правило, теория вызывает сложности в запоминании, теоретические сведения ученики
стараются заучить, не поняв сути. На уроках при закреплении теоретических
сведений я использую, например, игру с мячом.
Я даю мяч ученику и задаю вопрос,
который связан с правилом, законом математики. Ученик должен вернуть мяч
учителю, ответив на вопрос. Для ученика игровая ситуация сопровождается высоким
эмоциональным подъёмом, является стимулом
его активности в познании, а значит он лучше запомнит ответы одноклассников
и будет с интересом учить домашнее задание.
Развивать
фантазию у обучающихся на уроках математики в ходе изучения материала мне
помогает также игра. Недавно с 6 классом мы прошли тему «Координатная
плоскость», ребята учились строить точки по координатам. На для закрепления
материала и для проверки знаний, я решила составить вот такие фигуры, у каждого
ребенка должен был получиться предмет. Увлекательно получать не просто прямые
линии, а целые картинки, мало того, у них вызывал огромный интерес рисунок,
полученный у одноклассника. Эту игру можно провести с обратным заданием:
нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать
координаты вершин.
Занимательные игры можно проводить не только в ходе
урока, но и на самостоятельной работе.
Дидактических
игр много, в своем выступлении привела лишь некоторые из игр. В игре ребенок
делает для себя открытие, он активен и самостоятелен. Учится преодолевать
трудности анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и
возможности.
“Игра, есть потребность растущего
детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука,
гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость,
инициатива” так писала выдающийся советский педагог Н.К. Крупская.
Надеюсь, моя работа вам понравилась.
Комментарии
Отправить комментарий